Рассмотрено Согласовано: Утверждено:
на заседании МС, Председатель Управляющего Директор школы : ______Н.В.Варич
протокол №8 совета:_____О.В.Лиходумов
от 13.05.2010
Зам.директора по УВР:
_____ В.П.Богидаева
« » ______ 2010г. « » ______ 2010г « » ______ 2010г
Положение
об элективных курсах предпрофильного и профильного обучения
1.Общие положения
Положение об элективных курсах регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в части изучения элективных курсов.
1.1.Положение определяет место элективных курсов в школьном учебном плане и учебном процессе МОУ: Харанорская СОШ №40, порядок организации и проведения элективных курсов.
1.2.Элективные курсы - это курсы по выбору обучающихся, позволяющие осуществить предпрофильную подготовку выпускников основной и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени образования..
1.3.Цель, задачи и функции элективных курсов
Цель элективных курсов: удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей каждого школьника.
Задачи элективных курсов:
- повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;
- подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач;
- создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
Функции элективных курсов:
- предпрофильного обучения: направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- профильного обучения:
- «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне;
- специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий.
- 2.Типы элективных курсов
2.1.По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов
Предметно-ориентированные:
- обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;
- дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
- создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе;
Профильно-ориентированные:
- ориентированы на получение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;
- уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.
Межпредметные:
- обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
- поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
Надпредметные:
- обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на область деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения;
- знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.
3.Организация и проведение элективных курсов
3.1.Количество элективных курсов должно быть исчерпывающим, предоставляющим обучающимся возможность выбора.
3.2.Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию, причем элективные курсы могут быть:
-внесены в расписание учебных занятий образовательного учреждения;
-вынесены в отдельное расписание, которое отвечает действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02). После уроков разрешается их проведение не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока.
3.3.Формы обучения на элективных курсах (групповые и индивидуальные) могут быть, как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:
-практическая и самостоятельная исследовательская работа;
-презентация результатов;
-дискуссии, беседы;
-игровые процедуры;
-деловые игры;
-интерактивные лекции;
-построение и проверка гипотез;
-дистанционное обучение (кооперация образовательных учреждений с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования);
-и т.д.
3.4.Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям:
-в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору;
-в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях;
-при посещении курса по выбору учащимися разных классов одной параллели список оформляется на одной странице в специальном журнале, а учащиеся перечисляются в списке группами по классам (при условии краткосрочности курса);
-журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
4.Ресурсное обеспечение элективных курсов
4.1. Учебно-методический комплект (УМК) по элективному курсу должен включать в себя следующие основные компоненты:
-программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре рабочих программ;
Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим требованиям:
- учитывать особенности школьников, интересующихся отдельными предметами;
- знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые интересуют учащихся;
- опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;
- нацеливать на подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и систематизация.
- Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, Интернет-ресурсы и т.д.);
- методические рекомендации (разработки занятий);
4.2. Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя:
- наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса;
-оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса
- в качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия для факультативных курсов, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к использованию.
Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена:
- анализом уровня образованности обучающихся по предметам, связанными с элективными курсами;
- количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
· результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях.
5.Контроль за проведением элективных курсов.
Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы